среда, 9 марта 2011 г.

Дорога к сердцу Москвы



Наше путешествие это две основные улицы Малая, Большая Ордынки и Замоскваречье в целом. Обозначенная последовательность отнюдь не случайна, но начнем экскурсию еще более не стандартно, с Лица, а точнее с личности Валентина Лаврентьевича Янина родился 7 февраля 1929 года в городе Вятка. Отец - санитарный врач, мать - учительница. В 1937 году семья подверглась репрессиям, родители его матери происходили из довольно богатых людей и состояли в дальнем родстве с известными заводчиками Морозовыми.
В 1946 году после окончания 7-й московской образцовой школы с золотой медалью Валентин Янин был зачислен без экзаменов на исторический факультет МГУ. В 1962 году он стал начальником Новгородской археологической экспедиции МГУ. В этом же году выходит его книга "Новгородские посадники". Профессор на кафедре археологии, академик АН СССР особенно гордится тем, что избран Почетным гражданином Великого Новгорода
Почему именно с этого лица? Ну раз- и это раз, всегда самое Главное, просто захотелось. Два- в названиях заинтересовавших нас мест присутствует целый исторический и культурный пласт, а именно Золотая Орда. Официальную точку зрения на который нам предлагалось зазубрить еще в классных комнатах средних школ. Однако мне всегда нравился девиз малого процента очень богатых людей мира сего: «всегда желай больше, чем имеешь и иметь будешь всегда» и еще меньшего процента мудрых: «знание, есть сила достижения».Москва город огромных перспектив, финансовых в том числе. Но это географически конкретная земля, которую мы топчем, добиваясь своего успеха, лелея свои мечты. И она ближе чем звезды- это к знакомым с гороскопами. Следовательно обладая знаниями о ней, мы можем воплотить здесь любую мечту, или желание. Она даст нам необходимые силы!
И так воспользуемся помощью академика, дабы узреть откуда ноги растут у наших улиц, почему, зачем их именно так зовут, что на прикладной местности стоит увидеть, заметить и зачем
Валентин Лаврентьевич ведя масштабные раскопки в районе Старой Ладоги и Новгорода Великого, пришел, на основании найденных артефактов, 50 000 «берестяных грамот» к совершенно иным, отличным от официально принятых представлений об истории Древней Руси
Раз- найденные тексты крайне разнообразны: деловые письма, казенные распоряжения, и личные письма древних русичей друг к другу.
Два-такое количество найденных «берестяных грамот» и их видовое и тематическое разнообразие дают основание утверждать, что в те времена Древняя Русь была страной практически абсолютной грамотности. Тогда как, в этот же исторический период, многие монархи стран Западной Европы ставили на государственных бумагах вместо подписи крестик.
Три- изучение найденных древних текстов позволила так же сделать вывод, что Киев никогда не был столицей Древнерусского государства. Столицей Древнерусского государства до XI века была Старая Ладога, а после XI века Новгород Великий. Хотя к этому выводу российские историки пришли еще перед Первой Мировой войной.., но по идеологическим причинам уже советские историки вернулись к тезису «Киев – мать городов русских».
Теперь факт, медицинский:- свою группу крови ребенок наследует от родителей. Пример: Мама имеет 1группу крови, папа 3 группу крови- их ребенок будет иметь 1, или 3 группу крови. У каждой народности есть своя преобладающая группа крови. У русских, белорусов, большинства европейцев, на сегодняшний день, преобладающей группой крови(90%) –является 1 группа. Тогда как у тех народов, которые имеют своей историей кочевой образ жизни:- арабы, узбеки, казахи, монголы, татары и кстати 40% этнических украинцев -преобладающей(99%) группой крови является 3 группа
Делаем вывод:- если Русь была, под игом татаро-монгольской народности- долго, как нас учили. Татара -монголы насиловали русских женщин, а мужчин изводили -опять же долго, ТО у потомков сего процесса т.е современных русских, белорусов - должно быть соотношение 3 и 1 групп крови примерно 50 на 50%, хотя бы. А мы имеем- 90% 1 группы крови..
В "Британской энциклопедии" 17 века Россия представлена как "Московская Татария" - самое большое государство в мире - со столицей в Тобольске.
В иностранных географических картах до 1870г. , на месте России обозначены три больших государства. Первое – Россия столица С-Птрб., с северной границей до уральских гор. Второе – Московская Татария столица Тобольск, границы от Средней Волги на восток, захватывая всю Сибирь, Аляску, западную часть Северной Америки до Калифорнии. Третье- Независимая Татария столица Самарканд, объединяющее всю Среднюю Азию. На некоторых картах Московская Татария и Независимая Татария показаны как единое государство под названием Великая Татария. Да и Нострадамус называет Русь, так же- Тартария, иногда Татария
что нам еще понадобиться –это речь, слова. Ведь именно с помощью них мы общаемся и наша экскурсия не исключение. И так слова у нас русские. Как доказал нам академик Янин, Древня Русь была государством грамотным. Следовательно, не плохо будет понимать значение употребляемых слов, а отсюда букв, слогов из которых эти слова состоят. И так :

Теперь попробуем, зная значение русских букв расшифровать, или раскрыть значение русских же слов. Например- Москва,
Мыслите(живите) едино, говорите(творите) подобно ведающим меня
Золотая Орда. Интересно, что О еще и число ноль, и символ круга
Земля, люди едины. Единая твердь Бога творящего(изрекающего) добро
Во главе Орды- круга. Или собрания(совета) стоял Хан (Коган)- слово исконно русское- в вольном переводе на современный язык –председатель
В результате получаем. Что в интересующий нас период. На земле Бога РА (Тарарии, тартарии, татарии) было время Рассвета. Ведь именно такое определение и поныне мы даем Золотому веку. С политическим строем, опять же используем современную терминологию, Золотая Орда. Управленческой системой данного строя являлось собрание-совет(вече)круг). А исполнителем и блюстителем принятых советом решений- хан(Коган),должность избираемая.
Малым- называли изначальное. Откуда есть и пошло… от МА-исток, начало начал. А начало славян в Прави, мы Православные. Вот наконец мы и подошли к нашей дороги у лица- улицы Малая Ордынка. Изначальной дороги Прави из Орды и заложение Храма.
Храм- Духа Ра начало (капища, дом РА), или Град (Где Ра Дом). Грады в то время были центром Управления Землячества(Рода). Духовенством на Руси того времени, были Волхвы. Получившие свое наименование от славянского Бога Волоса, или Велеса- Бога Мудрости. Т.е проще говоря Волхвы- это Учителя, Хранители Мудрости. И Жрецы от Же-РЕ-Ц – Жертвующий Речи, т.е проводит обряд жертвоприношения богам. И З-РЕ-Ц – Знающий Речения (слова) Ценность. Это понятие объясняет, что ЖРЕЦ проводит обряд с провозглашением речей (обращений) к Богам, и знает, как нужно произносить эти обращения.
Есть следующая информация, официальная, а следовательно несколько извращенная):- Задолго до появления Москвы на месте Кремля располагалось языческое капище. До 1156 г. на этом месте находился деревянный тын. В центре стоял черный дубовый ритуальный столб. Москвичи обносили вокруг него новорожденных и усопших: первых по направлению на восход солнца, вторых — на закат. Воины, готовясь к сражению, водили здесь хороводы и оставляли в ночь полнолуния оружие. Считалось, что мечи и стрелы после этого долго останутся острыми и принесут удачу в бою. Рядом было кладбище, где погребали магов, колдунов и шаманов.
Кстати Боровицкий холм раньше назывался Ведьминой (Ведающей Матери) горой.
Получается еще интересней. В Орде принимается решение о заложении нового Града, т.е от основного общего Рода(Землячества) отделяется новая ветвь. Это как повзрослевший сын уходит из дома своего Отца, дабы заиметь семью и свой дом. По традиции Древней Руси Волхвы выходят из Орды на поиски места для нового поселения. Ведомые Богом Велесом , супругом Матери Мира –Великой Макош. они находят его и закладывают Град, на 7 холмах. Месте необычайной силы. Нарекая его Москва. Тем самым давая направление и образ будущему поселению. За ними следуют те кто будет населять эти земли. А путь их из Орды на новоселье называется - Малая Ордынка. Земля начинает осваиваться, люди обживаться, род разрастаться и появляется внешняя Большая дорога в исток Рода (Землячества), в Орду -Большая Ордынка
В свою очередь Град Мокош- Москва от Ма-ск-ва - Мать сутью(жизнью) ведающая, стоящий на реке жизни Матери Мира дает наименование всей земле поселения- Москворечье. А сокровенность самого Града подчеркивается, его называют кремль. На старорусском, заповедная чась земли-стоящая на горе, или над берегом
И на последок 12 заповедей Макош людям населяющим ее землю (заповедник)
• не жалуйся;
• не ищи себе оправданий и не перекладывай ответственность на других;
• не завидуй;
• не трогай чужого добра;
• не бери того, что тебе не нужно;
• не бери взаймы;
• соизмеряй свои возможности и не делай работу за других;
• не бойся поражения;
• не подражай другим, будь самим собой;
• не жди похвалы, делай добро бескорыстно;
• не причиняй вреда детям.

II.Часть официальная
В Замоскворечье – 73 улицы, наиболее крупными транспортными магистралями района считаются Валовая (часть Садового кольца), Пятницкая, Большая Ордынка и Новокузнецкая улицы
По левую сторону Б.О. находилась Татарская слобода, название сохранилось в наименовании Татарской улицы; Большого и Малого Татарских переулков. По правую сторону улицы, в районе современных Толмачёвских переулков жили переводчики (толмачи). В начале Большой Ордынки (по правую сторону) располагалась с XV века Кадашевская слобода. В XVII веке на улице жили стрельцы полка Пыжова (отсюда название Пыжовского переулка и церкви Николы в Пыжах). Южнее была слобода казаков (район 1 и 2 Казачьих переулков). Поселения стрелецких полков назывались Стрелецкими слободами. Возникли они в середине XVI века с образованием стрелецкого войска - Стрельцов (русское войско XVI - начала XVIII веков, вооружённое огнестрельным оружием). Стрельцы получали жалование и довольствие от казны, жили в стрелецких слободах. В мирное время стрельцы занимались ремёслами, торговлей, огородничеством, что сближало их с посадским населением. После Восстания московских стрельцов 1698 года они с семьями были выселены из Москвы, войско расформировано, их территория заселена главным образом ремесленниками и торговцами.
В XVIII-XIX вв. на Б.Ордынке жили богатые замоскворецкие купцы и дворяне. Здесь расположены: каменный жилой дом с палатами XVII - начала XVIII вв. (д. 7, во дворе), архитектурный ансамбль XVII-XIX вв. (д. 27а), комплекс зданий XVIII в. (д. 60/2; царицы Екатерины, 1664-1667, архитектор К.И.Бланк, и др.), городская усадьба 2 пол. XVIII -XIX вв. (архитектор В.И.Баженов, О.И.Бове, д. 21), комплекс зданий 18-20 (церковь Всех Скорбящих Радости - памятник архитектуры классицизма, д. 20.
    
Ансамбль Марфо-Мариинской обители (д. 34а), женский монастырь, основан в начале XX в. великой княгиней Елизаветой Федоровной. Ансамбль сооружен в 1908-1912 гг. по проекту архитектора А.В.Щусева . Сохранилась церковь Покрова, в интерьере которой - росписи И.В.Нестерова- кельи, ограда. Обитель упразднена после Октябрьской революции. Ныне в ее помещении расположен Всероссийский художественный реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря.
Филиал Малого театра (д. 69), Институт Латинской Америки, административное здание (д. 24-26, архитектор П.П.Зиновьев, Л.З.Чериковер, 1957 г.). Справа, второй дом от начала улицы (№ 69) - филиал Малого театра. Дом 60/2 по Большой Ордынке - храм Великомученицы Екатерины на Всполье ("на Всполье" означает, что в XV веке здесь заканчивались дома и начинались поля). По преданию, церковь была выстроена на месте сражения. В Смутное время, в 1612 году, здесь засело польско-литовское войско гетмана Хоткевича. "Быть бой велик и преужасен", - свидетельствует летописец, но русским удалось одержать победу.
Дома №№ 2, 4, 6, 8. В них жили ткачи, пряхи и швеи Хамовного двора. Ещё одно строение того же периода - двухэтажные палаты (№ 7, во дворе), сохранившие часть своей декоративной отделки.
Дом № 21 - прекрасно сохранившаяся усадьба, построенная в стиле классицизма во второй половине XVIII века. Господский дом украшен шестиколонным портиком, сохранились флигеля, каменная ограда и ворота. Усадьба была по строена великим зодчим В.И.Баженовым для своего родственника купца Долгова, а после пожара восстановлена архитектором О.И.Бове. Ныне в ней размещается Институт Латинской Америки Российской академии наук.
     Искусством этих же двух зодчих создана и церковь Всех Скорбящих радости. В.И.Баженов пристроил к церкви XVII века трапезную и трёхъярусную колокольню. В 1828 - 1833 годах старая церковь была снесена, и на её месте О.И.Бове возвёл храм в форме классической ротонды. Дом № 25 - первая автоматическая телефонная станция Москвы, воздвигнутая в 1930-е годы по типовому проекту инженера В.В.Патека.
За зданием бывшей богадельни, занятым музыкально-педагогическим училищем, высится храм Николы в Пыжах. Он построен жителями стрелецкой слободы. Первоначально храм называли церковью Николы в полку Богдана Пыжова.
Интересны дома: № 41, ныне занятый народным судом, построенный в 1821 году, и № 45 - чудом уцелевший нештукатуренный деревянный дом начала XIX века, а также дома №№ 49 и 53, сохранившие пропорции и детали стиля ампир .
     Дом № 41 принадлежал сестре знаменитого фабриканта Саввы Морозова А.Т. Карповой, в 1900-е годы его перестраивал архитектор М.Ф. Бугровский, а интерьеры оформлял молодой скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков.
Дом № 55 - двухэтажное здание с тремя полуциркулярными окнами посредине, построено в 1880 году для Александро-Мариинского училища в память о посещении Александром П городского головы Королёва. Оно предназначалось для беднейших детей с бесплатным обучением и завтраками.
     В конце улицы - хорошо известное всем театралам здание, в котором находится филиал Малого театра. Оно было перестроено в 1914 году из кинотеатра «Кино-Палас» по проекту архитектора Н.А.Спирина для антрепренёра П.П.Струйского, открывшего здесь свой театр. С 1925 года в нём выступала труппа Замоскворецкого театра.
После войны помещение было передано Малому театру, на сцене которого до сих пор ставят пьесы знаменитого драматурга, бытописателя нравов Замоскворечья Александра Николаевича Островского.
Кстати, ул.Малая Ордынка. В 1948 -1994 годах носила имя А.Н. Островского в память о драматурге, родившемся и жившем на этой улице.
На правой стороне среди маленьких домов выделяется ансамбль Марфо-Марьинской обители, сооружённый в духе новгородско-псковской старины. Церковь Покрова, приземистое здание келий на берегу большого пруда, ограда и решетчатые ворота созданы архитектором А.В.Щусевым. Интерьер церкви Покрова расписан известным художником М.В.Нестеровым.
Монастырь был основан как женская обитель в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой – родной сестрой последней русской императрицы Александры Фёдоровны и жены московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Современники отмечали её редкую красоту, замечательный ум, юмор и ангельское терпение. Выйдя замуж за члена русской императорской фамилии, она приняла православие и активно занималась благотворительной деятельностью сначала в Петербурге, затем в Москве










 Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова

  После убийства в 1905 году террористом-эсером Иваном Каляевым её мужа Елизавета Фёдоровна распустила свой двор, разделила своё состояние на три части: в казну, наследникам и самую большую - на благотворительность. На Большой Ордынке она приобрела усадьбу, где открыла больницу с домовой церковью, амбулаторию, аптеку, приют для девочек, библиотеку, столовую, общежитие для сестёр .
     В 1911 году обитель стала именоваться Марфо - Марьинским монастырем в память о двух евангельских сестрах, соединивших духовное служение с милосердием. После Октябрьской революции великая княгиня Елизавета Фёдоровна была казнена.
В 1990 году на территории обители был открыт памятник (скульптор Вячеслав Клыков). Женская фигура в монашеском одеянии стоит на невысоком пьедестале, на котором написано: «Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием». Она причислена к лику святых. Сохранилась и ещё одна церковь на территории монастыря - храм-усыпальница в Честь Всех Святых, построенная в 1914 году под землёй, по желанию Елизаветы Фёдоровны. В нём она завещала себя похоронить. Церковь расписывал талантливый художник Павел Корин, и его фрески хорошо сохранились.
7 ноября  2000  года на ул. Большая Ордынка, состоялась церемония открытия монументальной скульптурной композиции, посвященной великому поэту    России XX века- Анне Ахматовой. Автор В. Суровцева, по   знаменитому  рисунку  Амедео  Модильяни













1. Рис. А.Модельяни
2.Монументальная композиция В.Суворовцева

Комментариев нет:

Отправить комментарий